Приоритизация рынков экспорта: выбираем правильный
В мире не так много компаний, которые работают во всех странах, реализуя свой продукт или услуги. Для большинства действующих или будущих экспортеров вопрос выбора правильного рынка для следующего этапа развития экспортной деятельности крайне важен, ведь, как правило, параллельно делать несколько страновых проектов можно только в случае хорошего ресурсного обеспечения, а потому более правильно двигаться шаг за шагом.
И здесь возникает вопрос – как бы не ошибиться с выбором, и из большого числа потенциально приемлемых вариантов найти оптимальный для текущей стадии развития бизнеса и исходя из ситуации на рынке в целом.
В последнее время для российских компаний к всему этому добавился и политико-правовой фактор, который раньше не имел такого выраженного значения. Многие страновые рынки стали закрыты или, по крайне мере, труднодоступны для товарной продукции отечественного происхождения. Это страны Еврозоны, Британия, США, некоторые государства Юго-Восточной Азии и другие. Теперь их вряд ли стоит указывать среди приоритетов на краткосрочный и среднесрочный периоды. Одновременно, те экспортеры, в портфеле которых поставки в выше указанные страны, занимали существенные доли, теперь переориентируются на иные направления, чтобы компенсировать свои выпадающие доходы и загрузить производство.
И хотя значение приоритизации рынков только растет, многие компании до сих пор относятся к данному вопросу слишком поверхностно, предпочитая действовать по наитию топ-менеджмента и собственников бизнеса. Иногда такой подход может оправдать себя, но в целом он рискован и очень трудозатратен. Гораздо правильнее проводить эту работу системно и принимать решение о выходе на те или иные рынки в определенной последовательности, взвешивая все «за» и «против», то есть анализируя как потенциал и возможности, с одной стороны, так и риски, с другой.
Отбор можно проводить в несколько этапов, причем на каждом последующем уровень проработки стран и конкретизации показателей должен возрастать относительно предыдущего. Когда отобраны 3-5 стран, есть смысл провести достаточно емкое маркетинговое исследование по каждому становому рынку, чтобы четко определить – насколько они подходят для развития экспортной деятельности в ближайшей перспективе, и в какой последовательности их стоит включать в портфель компании.
Хотя приоритизация страновых рынков и не является аналогом маркетингового исследования, у них достаточно много общего в методах и подходах, а потому имеет смысл решать задачу в том объеме сложности, в каком это необходимо, чтобы эффективно развиваться далее, не понеся непропорциональных трат на принятие решений.
Согласно сведениям бюро национальной статистики РК в январе - мае 2024 г. экспорт лука репчатого вырос до 10,35 млн. USD.
Согласно сведениям статистики внешнеэкономической деятельности Казахстана в I квартале 2024 г. импорт из Финляндии снизился до 48 млн. USD.
Согласно сведениям таможни Республики Казахстан в январе - мае 2024 г. экспорт кофе вырос до 1,39 млн. USD.
По данным базы таможенной статистики Казахстана в I квартале 2024 г. импорт черного чая снизился до 4,01 млн. USD.
Согласно данным статистики внешней торговли Казахстана в январе - мае 2024 г. импорт из Беларуси снизился до 277,09 млн. USD.
Согласно БД статистики таможни Казахстана в январе - мае 2024 г. импорт шампуня снизился до 28,13 млн. USD.
По результатам обработки БД официальной статистики ВЭД Казахстана в I квартале 2024 г. экспорт в Германию вырос до 301,44 млн. USD.
Облако тегов
Товары
- Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
- Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности
- Пластмассы и изделия из них
- Органические химические соединения
- Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
- Черные металлы
- Древесина и изделия из нее; древесный уголь
- Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности
- Каучук, резина и изделия из них
- Алюминий и изделия из него
Страны
Регионы
- Москва
- Московская область
- Ростовская область
- Свердловская область
- Калининградская область
- Курская область
- Липецкая область
- Новосибирская область
- Рязанская область
- Ленинградская область